По известным причинам Россия в процесс рейтингов включилась несколько позднее, чем другие страны. Однако на данный момент рейтинги в нашей стране начинают приобретать классический вид – как в использовании, так и в присвоении. До недавних времен в России, главной функцией был PR. Для принятия инвестиционных решений, рейтингами практически не пользовались. Помимо этого, далеко не все финансисты (и конечно гражданское население страны) мог отличить рейтинг (оценка надежности и вероятность выполнения положенных обязательств) от рэнкинга (ранжирование по количественному признаку).

Рейтинговые агентства России

Ведущее российское агентство «Эксперт РА», (совместное предприятие Moody’s Investors Service и Интерфакс) Moody’s Interfax Rating Agency, Национальное Рейтинговое Агентство, Рейтинговое агентство АК&M.
Конечно, и сейчас рейтинговый рынок России развит довольно слабо. И по широко распространенному мнению, как это часто бывает, на не могут работать только крупные глобальные рейтинговые агентства (Fitch, Moody's, S&P). С таким утверждением, мягко говоря, тяжело согласиться. Международные рейтинговые агентства выражают рейтинги на эмитентов и заемщиков, взглядом североамериканских инвесторов. Эти агентства недостаточно учитывают национальную специфику развивающихся стран.

Ни одно из рейтинговых агентств России, разумеется не может похвастаться такой историей, как у Moody's или S&P, однако для работы на внутреннем рынке показатели национальных рейтинговых агентств, для пользователей являются более удобными и адекватными. К пользователям, прежде всего, относятся отечественные инвесторы, которым нужен учет национальной практики, в то время как пользователи западных агентств, привыкли оценивать мировые предприятия по своим собственным стандартам. Американским инвесторам, безусловно любой из секторов экономики России, если это конечно не нефть или цветная металлургия, представляется весьма рискованным и инвестиции в этот сектор с их стороны будут маловероятны.

Российские рейтинговые агентства (так же, как и международные) разделяют на два типа: это специализированные и универсальные рейтинговые агентства. Универсальные агентства, выставляют рейтинги разным компаниям, это могут быть компании как финансового сектора, так и много других отраслей, и кроме этого они выпускают ряд других информационно-аналитических продуктов. В это число входят Moody's - Интерфакс, Эксперт РА. Анализ специализированных агентств направлен на определенный сегмент (пример - банковский рынок) и проставляет рейтинг участникам этого рынка (например - AK&M, "РусРейтинг", НАУФОР). "РусРейтинг" и его специфика выставления рейтинга заключается в том, что они основываются через анализ публичной информации, и они становятся мало похожи на классические кредитные рейтинги. Но с другой стороны, такой подход к оценке финансовой устойчивости, в мировой практике были не редки.

История Рейтинговых агентств России

С начала приватизации, когда начал формироваться финансовый рынок в России, стали появляется первые рейтинговые агентства России. Стадия развития этих агентств, продолжалось довольно успешно, пока не наступил кризис 1998 года, в докризисный момент были довольно крупные объемы торгов на финансовых рынках. Значимость рейтинговых агентств России признали на государственном уровне: президентом РФ был издан указ о необходимости развития деятельности рейтинговых агентств. Резкое падение инвестиционной активности из-за кризиса 1998 г. привело к снижению спроса на рейтинги российских компаний. Многие известные рейтинговые агентства России прекратили свою деятельность.

Но даже рейтинги, существовавшие до кризиса, мало были похожи на рейтинги в классическом понимании (кроме немногочисленных рейтингов, которые были присвоены международными агентствами). Большинство этих оценок, были близкие к рэнкингам (на основе публичной информации о компаниях), с малым набором показателей.

В России культура рейтингов в классическом понимании, стала формироваться лишь только после кризиса, в момент роста экономики и рынка ссудных капиталов. В 2001 году на российском рынке рейтингов произошло ряд знаменательных событий. Тогда были присвоены первые кредитные рейтинги страховым компаниям, рейтинговым агентством "Эксперт РА", образовалось общее предприятие агентства "Интерфакс" и глобального рейтингового агентства Moody's, а "EA-Ratings" стала потенциальным рейтинговым агентством на поглощение Standard&Poor's.

  • Интерфакс

    Сайт: www.interfax.ru В июле 1989 г. группа журналистов создает информагентство "Интерфакс" - стал первым негосударственным каналом экономической и политической информации о

    Read More
  • РусРейтинг

    Сайт: www.rusrating.ru РусРейтинг (RusRating) – национальное рейтинговое агентство, которое вступило в работу с 2001г. Рейтинговое агентство занимается присвоением рейтингов различным банкам,

    Read More
  • Эксперт РА

    Сайт: www.raexpert.ru «Эксперт РА» - одно из ведущих рейтинговых агентств России. Входит в группу компаний «Эксперт», таким образом, представляет один из

    Read More
  • 1
  • Национальное Рейтинговое Агентство

    Сайт: www.ra-national.ru Национальное Рейтинговое Агентство (НРА) – российское агентство, которое выставляет рейтинги участникам финансового рынка с начала 2000 года и входит

    Read More
  • Moody's Interfax Rating Agency

    Сайт: www.group.interfax.ru/ratings/ Moody’s Interfax Rating Agency оценивает кредитоспособность и кредитное качество российских заемщиков по национальной рейтинговой шкале, и затем присваивает

    Read More
  • АК&M

    Сайт: www.akm.ru АК&M – независимое ведущее национальное рейтинговое агентство в России, дочерняя компания информационного агентства АК&М (ЗАО «Анализ, Консультации и Маркетинг»).

    Read More
  • 1
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика