Xiaomi Corporation (XIACF)
РЫНОК АКЦИЙ
Оценка капитала | DCF Китай | Технологии
Xiaomi: рост 67% и увеличение прибыли
Обзор перед IPO
3 мая китайский производитель смартфонов и бытовой электроники Xiaomi подал заявку на проведение IPO на Гонконгской бирже. В заявке не названа сумма, которую компания планирует привлечь в результате IPO. Однако она составит не менее $10 млрд, по данным источников Bloomberg. Это существенно превышает объемы размещений на Гонконгской бирже в последние годы.
Xiaomi: $18 млрд выручки и 4 место в мире по продажам смартфонов в 2017 г. Основателем и владельцем компании является Лэй Цзюнь, открывший бизнес вместе со своими партнёрами. Xiaomi получает доход от продажи смартфонов, планшетов, разработанных совместно с партнерами IоТ-продуктов, интернет-сервисов (реклама) и сервисного обслуживания. К концу 2017 г. Xiaomi вышла на 4-е место в мире по продаже смартфонов вслед за Samsung, Apple и Huawei. На данный момент продажа смартфонов обеспечивает 70% из $18 млрд доходов. IoT и лайфстайл-устройства – 20,5%, интернет-сервисы – 8,6%. Такие интернет-сервисы, как браузер, игры, медиаприложения, генерируют 60% валовой маржи. В то время как маржинальность направления смартфонов лишь 8,7%.
Резкий 67-процентный рост выручки за счет лидерства в Индии в 2017 г. и наращивание операционной маржи с 6% до 11%. В 2016 г. компания столкнулась с замедлением выручки всего до 2% в год. Xiaomi объясняла этот спад сбоем в цепочке поставок из-за быстрого роста продаж. Уже в 2017 г. Выручка компании выросла на внушительные 67% по сравнению с 2016 г. И составила 114,6 млрд юаней. Стоить отметить, что причиной такого роста дохода стал выход на новые рынки, в том числе Индия, где Xiaomi заняла лидирующие позиции. За 2017 г. Операционная прибыль выросла в три раза, по сравнению с 2016 г. и составила 12 млрд юаней. Чистый убыток в размере 44 млрд юаней в 2017 г. стал следствием переоценки привилегированных акций в 2017 году – неоперационного компонента, не относящегося к бизнесу.
Xiaomi: финансовая отчетность
Отчет о прибыли, млрд юань 2015 2016 2017 Выручка 67 68 115 Рост и маржа (%) 2015 2016 2017 Темпы роста выручки − 2% 67% Cash Flow, млн USD 2015 2016 2017 CFO (3) 5 (1 ) Справочные данные 2015 2016 2017 Акции в обращении, млн штук − − − |
Балансовый отчет, млрд юань 2015 2016 2017 Запасы 9 8 16 Поэлементный анализ ROIC 2015 2016 2017 Маржа NOPLAT, % 2% 7% 12% Ликвидность и структура капитала 2015 2016 2017 EBIT/процентные платежи, х − − − Мультипликаторы 2015 2016 2017 P/B, x − − − |
Xiaomi: ключевые цифры
Xiaomi: ключевые факты
Компания Xiaomi – самый дорогой стартап в мире, который был основан в 2010 году. Основателем и владельцем компании является специалист в сфере IT Лэй Цзюнь, открывший бизнес вместе со своими партнёрами. Xiaomi получает доход от продажи смартфонов, планшетов, разработанных совместно с партнерами IоТ-продуктов, интернет-сервисов (реклама) и сервисного обслуживания. Компанию часто сравнивали с Apple, а ее основателя называли «китайским Стивом Джобсом» (несмотря на то, что Xiaomi производит устройства на Android, оболочка ее операционной системы очень похожа на iOS). При этом Xiaomi поддерживает сравнительно низкую стоимость продукции была низкой. Так, сейчас средняя цена смартфона от Xiaomi составляет всего $140, по данным самой компании. К концу 2017 г. Xiaomi вышла на 4-е место по продажам смартфонов в мире после Samsung, Apple и Huawei (данные IDC). Исследовательская фирма Strategy Analytics прогнозирует, что в 2018 г. Xiaomi сможет обогнать не только Huawei, но и Apple.
Первыми инвесторами компании были китайские и сингапурские фонды. Позднее к числу инвесторов присоединился Юрий Мильнер, его фонд DST вошел в капитал Xiaomi в 2012 г., когда компания оценивалась всего в $4 млрд. В декабре 2014 г. она стоила уже $45 млрд. Сейчас Xiaomi представлена в 74 странах и планирует начать экспансию в США.
В документах Xiaomi, представленных на Гонконгскую биржу, сообщается, что средства, полученные в результате выхода на биржу, будут в равных долях потрачены на исследования и разработки, развитие продуктов интернета вещей и другие области, которые помогут китайскому вендору усилить его программную платформу и международную экспансию.
Продукция Xiaomi. Основной деятельностью компании является производство смартфонов: от бюджетных моделей до флагманских решений.
Смартфоны флагманской линейки Mi разделены на отдельные ряды базовых, модифицированных и расширенных смартфонов. Они могут значительно расходиться в характеристиках и цене, но имеют одну общую связь — построены с применением последних из доступных для Xiaomi технологий. Такие продукты адресованы платёжеспособной аудитории, но при этом сбалансированы в характеристиках без явных перекосов в ту или иную сторону.
Проблемы бизнеса в 2015 г. и 2016 г. и резкий скачок продаж в 2017 г.
Проблемы компании начались со слишком больших целей, поставленных руководством после бума продаж в 2014 г.
В 2014 г. был продан 61 млн смартфонов, по сравнению с 18,7 млн в 2013 г. В 2015 г. была поставлена цель в 100 млн смартфонов, в итоге было продано 80 млн, и компания отдала лидерские позиции в Китае, пропустив вперед Huawei, Oppo и Vivo. После этого генеральный директор Xiaomi Лэй Цзунь объяснял это тем, что цепочка поставок дала сбой из-за слишком быстрого роста продаж. Но за два года компании удалось справиться с падением.
По данным IDC, продажи смартфонов Xiaomi в Китае упали почти на 40% во втором квартале 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом в 2015 г. За этот же период рынок смартфонов в Китае вырос на 4,6%, а Xiaomi заняла 4 место после Huawei, Oppo и Vivo.
В декабре 2014 г. Верховный суд в Дели запретил ввоз и продажу продуктов Xiaomi в Индию в связи с нарушением патентов. В данный момент запрет отменен, но проблема патентов остается актуальной. В январе 2017 г. Xiaomi подала заявку на 16 тысяч патентов, из них было одобрено 361 2.
Решение проблемы Xiaomi нашла в стратегическом партнёрстве с Baidu, которая, в свою очередь, предоставила доступ к своим новым технологиям, тем самым уменьшив расходы на R&D и выход на новые технологические рынки. Также, несмотря на все проблемы патентов, популярность смартфонов Xiaomi в Индии растет, и годовой доход за 2016 г. составил $1 млрд или 1 50% роста по сравнению с 2015 г.
Компания активно наращивает свое присутствие на рынке смартфонов. Xiaomi активно укрепляется на рынках России, ЕС и Юго-Восточной Азии. Также обирается выйти на американский рынок, несмотря на истории с ZTE и Huawei, против которых правительство США активно борется и вводит всё новые юридические препятствия. Первым шагом компании будет выпуск в США продуктов для умного дома. По планам компании, старт продаж смартфонов на территории США должен начаться в начале 2019 г.
Потенциальный рынок Xiaomi.
В 2015 г. база пользователей смартфонов во всем мире составляла 2,87 млрд человек. К 2017 г. База пользователей смартфонов составила 3,7 млрд человек. По данным IDC, за 2017-2022 гг. CAGR составит 5,5% и к 2022 г. База пользователей смартфонов по всему миру составит 4,8 млрд человек.
Ключевыми факторами роста рынка являются более высокие уровни проникновения интернета, связанные с развертыванием 4G/LTE и 5G. Также учитывается рост уровней доходов населения и растущий спрос на смартфоны с высокой производительностью и их доступной ценой.
График 2. Уровень проникновения смартфонов в мире
Поставки и продажи смартфонов во всем мире продолжают расти, поскольку развивающиеся рынки демонстрируют высокие темпы роста. По данным IDC, в 2015 г. было поставлено 1,4 млрд смартфонов, в 2017 г. этот показатель вырос до 1,46 млрд. Ожидается, что к 2022 г. CAGR составит 2,8%, а количество поставленных смартфонов составит 1,679 млрд смартфонов. Рост будет зависеть от развивающихся рынков, таких как Индия. В 2017 г. Индия стала третьим по величине рынком смартфонов по объему поставок, и по прогнозам к 2020 г. станет 2 крупнейшим рынком.
График 3. Количество поставленных смартфонов в мире
График 4. Доля рынка по поставленным смартфонам за 4 квартал 2017 года
Помимо доходов от продаж смартфонов, планшетов Xiaomi зарабатывает на совместных разработках с партнерами IоТ-продуктов, интернет-сервисах (реклама) и сервисном обслуживании.
По данным iResearch, продажа IoT-устройств выросла с $306,6 млрд в 2015 г. до $485,9 млрд в 2017 г. Ожидается, что к 2022 г. рынок IoT- устройств составит $1,5 трлн, а CAGR будет равен 26,1%.
График 5. Мировой рынок IoT-устройств, млрд USD
График 6. Рынок материка Китай IoT-устройств, млрд USD
На данный момент, Xiaomi является ведущей IoT-платформой по количеству подключенных устройств по состоянию на конец 2017 года.
График 7. Доля подключенных устройств в мире, %
По данным iResearch, мировой рынок интернет-услуг вырос с $1 трлн в 2015 г. до $1,5 трлн в 2017 г., CAGR составил 23,5%. Ожидается, что к 2022 г. рынок составит $2,6 трлн, а CAGR достигнет 11%. Также рынок Китая вырос с $189,1 млрд до $320 млрд за 2015-2017 гг. Прогнозируется, что к 2022 г рынок интернет-услуг составит $669,2 млрд, CAGR за этот период будет равен 15,9%.
График 8. Рынок интернет-услуг, млрд USD
Финансовые показатели.
Темпы роста выручки за 2016 г. Составили всего лишь 2%. Компания объясняла этот спад тем, что цепочка поставок дала сбой из-за слишком быстрого роста продаж. За 2017 год выручка компании выросла на 67% по сравнению с 2016 г. и составила 114,6 млрд юаней. Стоить отметить, что причиной такого роста доходов стали: выходы на новые рынки, в том числе Индия, где Xiaomi заняла лидирующие позиции.
График 9. Темпы роста выручки Xiaomi, %
За 2017 г. маржа EBIT выросла в 3 раза, по сравнению с 2016 г. И составила 12 млрд юаней.
График 10. Маржа EBIT Xiaomi, %
Чистый убыток в 44 млрд юаней по 2017 г. в целом стал следствием неоперационного компонента, не относящегося к бизнесу – переоценки привилегированных акций в 2017 г.
График 12. Маржа чистой прибыли Xiaomi, %
График 12. Изменение структуры расходов, %
Многие аналитики считают справедливую оценку в диапазоне $70-80 млрд.
Компания сменила вектор направления бизнеса, увеличив свое проникновение на рынке с помощью розничной торговли (открытие более 300 магазинов на территории Китая), диверсификация продуктов и охват новых рынков (Европа, увеличение доли в Индии). Также в успехе IPO Xiaomi заинтересована биржа Гонконга, чье руководство в течение нескольких лет боролось за отмену запрета на WVR. Если размещение китайского гиганта пройдет с успехом, его примеру могут последовать и другие технологические компании, что позволит Гонконгу эффективнее конкурировать с Нью-Йорком.
Многие инвесторы склоняются к тому, что оценка в $100 млрд, на которую рассчитывала компания Xiaomi, является завышенной, учитывая недавно опубликованные финансовые показатели. Большинство склоняются к первоначальной оценке в $70-80 млрд. Последний инвестраунд был проведен в 2015 г., компания привлекла $1,5 млрд и получила оценку в $50 млрд.
График 13. История оценок Xiaomi, млрд USD
Риски: конкуренция, поддержка бренда и война патентов
Конкурентный рынок.
Продукты и услуги Xiaomi размещены на высококонкурентных мировых рынках, характеризующихся агрессивной ценовой политикой, внедрением новых продуктов, быстроменяющихся технологий. Сильные конкурентные позиции компании зависят от ряда факторов: внедрение и разработка новых продуктов, разрешение на реализацию товаров и услуг в любой стране. Эти факторы могут повлиять на финансовые показатели Xiaomi, так как компания конкурирует со многими мировыми брендами, как Samsung, Apple, Google. Xiaomi может проиграть сильным конкурентам.
Поддержка бренда.
Как и любая компания, связанная с разработками, может столкнуться с дефектами в своих технологиях. Такие случаи, могут очень сильно навредить компании, если будут освещены в СМИ, а компания не сможет вовремя отреагировать и решить проблему.
Война патентов.
Xiaomi в 2018 г. уже столкнулась с такой проблемой. Истцом выступил производитель смартфонов Coolpad Group, который от лица своей дочерней компании Yulong Computer потребовал, чтобы суд запретил Xiaomi производство и продажу некоторых моделей смартфонов, включая XiaomiMiMix, RedmiNote 4X, Mi 6, MiMax 2, MiNote 3, RedmiNote 5, Redmi 5 Plus и Mi 5X. С похожей проблемой, компания столкнулась в декабре 2014 г., когда Верховный суд в Дели запретил ввоз и продажу продуктов Xiaomi в Индии в связи с нарушением патентов. В данный момент запрет отменен, но риски с патентованием остаются актуальными.